Глава 21. Большая учеба
- Я кое-что хочу объяснить тебе про власть, - сказал Александр Данилович, предлагая выбрать цвет.
Нетот показал на черные.
- Почему? – спросил хозяин.
- Только вторым, - ответил Нетот. – Мне еще рано вести собственную игру.
- Правильно мыслишь, - кивнул хозяин. – Эти шахматы, которые мы с тобой будем обсуждать, не для самостоятельной игры. В них надо идти за человеком опытным в придворных играх, - подумал и добавил. – И интригах.
Они начали игру, и Нетот почувствовал, что хозяин играет иначе, чем играл учивший его мастер Карпов.
- Вот теперь смотри, - сказал хозяин, показывая на расстановку пешек и фигур на доске после несколько первых ходов. – У нас сложилась какая-то игра. Все эти дебюты… то есть начала, давным-давно расписаны, и все опытные игроки знают, как их играть. А ты знаешь?
- Нет, - ответил Нетот, - я даже не знал, что это называется дебютами.
- Поэтому тебе придется думать над каждым ходом, верно?
- Конечно.
- А мне не нужно.
- Как так?
- Мне нужно не думать, а выбирать между путями к победе, потому что на каждый твой ход уже продумано несколько лучших продолжений. Мне достаточно решить, какое из них применить против тебя, и оно будет играть само. А я в это время буду изучать тебя.
Нетот засмеялся, оценив слова хозяина.
- Но ты неплохо играешь. Я успел построить тебе несколько ловушек, и ты ни в одну не попал. Ты точно раньше не играл в шахматы?
- Совершенно точно, - ответил Нетот.
- И ты научился этому за те дни, что был в Школе?
- Да.
- Что ж, это первое, о чем я думаю, когда дебютное решение играет за меня.
- Что я обучился в Школе?
- Нет, что ты удивительно быстро учишься. Настолько быстро, что это вызывает у меня подозрения, не обманываешь ли ты меня?
Нетот даже поставил обратно на доску фигуру, которую было поднял:
- Да вы что, Александр Данилович! Я эти шахматы, можно сказать, и не видывал до вас. Видел, конечно, но как коробку с фигурками!
- Ладно, ладно! Я тебе верю. Но ты должен понять, что это не я тебе верю, а я выбираю тебе верить. Почему, как думаешь?
- Наверное, я вам зачем-то нужен?
- Ну, молодец. Верно. Я хочу, чтобы у меня был игрок, который сможет разыграть мою партию в Педагогической провинции. Поэтому я вынужден тебе довериться, даже если у меня есть сомнения. Но поскольку я опытный игрок, то сомнения не являются препятствием для дела.
- Почему?
- Потому что сомнения являются помехой только для молодых игроков. С опытом ты обнаруживаешь, что сомнения есть во всех и всегда. Значит, ничего особенного в том, что я в тебе сомневаюсь, нет. И ты можешь сыграть свою партию, несмотря на мои сомнения. И можешь предать. Что остается?
- Что?
- Обезопасить себя на случай провала игры. К примеру, сказать тому, кто будет выносить решение о победе или поражении, что запустил проверку, и тогда не важно, что эта проверка покажет. Ты не проиграешь в любом случае. Ты немножко выиграешь в случае поражения, и сильно в случае победы.
- И что нужно проверить?
- Все! Начиная с тебя.
- Я готов.
- Тогда заявись.
- Что значит заявись?
- Заявись, что хочешь работать на меня.
- О, да, сегодня я ощущаю, что хотел бы, - засмеялся Нетот. - Мне ужасно интересно то, что вы рассказываете, и то, что за этим разворачивается. Вот до Школы я ощущал, что хочу только охранять королевича. А сейчас не так!
- А что с королевичем?
- Олег Петрович поселил его в то крыло, где живут петербуржцы, и он стал своим. Моя опека ему не нужна. После этого приехал Горыныч, это тот великан, что тогда был с нами, и начальник обменял его на меня. Теперь охраняет королевича Горыныч, а я свободен. И мне немножко скучно…
- Понятно. Молодец Олег. Что он задумал? Как думаешь?
- Не знаю.
- Ну, а тебе самому-то не странно, что он сходу начал помогать твоему королевичу? С какой стати?
- Точно! Но я этого не понял. Думал, так и полагается в этом месте. Однако он помянул вас. Сказал, что за нас просили. И я понял, что он ваш человек.
Хозяин засмеялся.
- Скажем, у нас с ним общие интересы, и я намерен разыграть его партию против тех, кто его однажды свалил.
- Что должен буду делать я?
- А если я тебе скажу, что в самую дальнюю комнату в том крыле скоро приедет наследник престола, цесаревич Павел?
- То есть Олег собирает вокруг него каких-то мальчишек, которые будут окружением цесаревича?
- Вот, вот! – вздохнул хозяин. – И это серьезная партия, вроде того, как провести свою пешку в ферзи, - и он поставил свою пешку на последнюю горизонталь. – Пешка стоит единицу, а сколько ферзь?
- Не знаю… много!
- Девять! Ферзь стоит девять пешек!
- Мне можно сдаваться?
- Вероятно, это было бы правильно в шахматах. Но не в жизни. Олега подставили, так что он все проиграл. Человек, который его подставил, сейчас приближен к императору. Олег был фигурой, он не входил в команду того сановника, считая себя приближенным к самому императору. Это было ошибкой. Во власть в одиночку не играют. Команда всегда обыграет даже самого сильного одиночку.
Хозяин принялся расставлять фигуры заново, Нетот помогал. Расставив, хозяин развернул доску белыми к Нетоту:
- Ну, что, сыграешь белыми?
Нетот отрицательно помотал головой и развернул доску:
- Теперь тем более нет. Я хочу учиться.
- Да, - засмеялся хозяин, - в этой игре умному человеку всегда есть, чему учиться. Поехали!
- Получается, Олег не сдался? – спросил Нетот, отвечая на ход хозяина.
- Получается. Собственно, это главная весть, которую ты мне принес. Он не сдался, он что-то задумал, и я пытаюсь понять, что?
- Ну, судя по тому, что вы рассказали, он собирается воспользоваться появлением в Школе наследника.
- Это очевидно. Надо быть полным идиотом, чтобы в его положении не воспользоваться такой возможностью. Но вот какая деталька: приезд наследника держится в глубокой тайне. Школа получила лишь распоряжение зарезервировать несколько комнат в том крыле. Откуда Олег узнал про наследника? Кто сливает ему данные из окружения императора?
- А это могли знать только очень близкие люди?
- Именно! И это ставит вопрос: он вошел в какую-то команду? И кто его ведет. Или же он разыгрывает свою партию, случайно проведав про наследника. Скажем, от самого императора.
- А что это меняет?
- Когда он пал, иметь с ним дело стало опасно. Но если он станет личным телохранителем наследника, он получает огромные возможности. Означает ли это, что он прощен и ему дается шанс подняться? Или это пока еще случайность? Во власти бывают и случайности. Но старая дружба не забывается, и император мог искать повод простить друга… Тогда Олега надо забрать в свою команду и прикрыть.
- Ох, черт, как все запутано! – выдохнул Нетот.
Хозяин засмеялся.
- Мне надо сделать выбор. Как только сделаю, можно будет запустить ту игру, которая лучше всего подходит. Но пока у нас выбор, и это трудно! Поэтому я брошу монетку!
- Монетку?
- Да, я положусь на судьбу, то есть на тебя. Скажи-ка, как идет: если бы ты был в моей команде и играл на большой доске, ты бы взял Олега в команду, или постоим в стороне и посмотрим? Не думай, просто скажи, как у тебя идет! Как на сердце?
- Я бы взял, - признался Нетот.
- Ну, вот и решилось. У меня больше нет своих людей в Школе. Но я чую, там начинается игра. И если я упущу ее, я теряю. Я вынужден делать ставку на пешку, которая может пройти в ферзи. Паша тебя отвезет. А ты играй на Олега, стань его человеком и ничему не удивляйся, и вида не подавай, если что. Времени до приезда не осталось, поэтому ты в команде. И помни: это редчайшая удача, не потеряй ее!
- Я благодарен, - поклонился Нетот.
- Ты в большой игре, - ответил Хозяин, но глаза его уже смотрели куда-то далеко, - не подведи… Сейчас мы можем изменить все, саму империю можем изменить…